/upload/iblock/ebf/1.jpg

Проект «Инженерные компетенции – сила развития Родины»

Проект «Инженерные компетенции – сила развития Родины» стартовал в феврале 2015 года по инициативе Депутата Законодательного собрания Новосибирской области Зозули Юрия Викторовича. Для пилотного этапа реализации Проекта были выбраны  организации общего и дополнительного образования удалённых территорий Новосибирской области: Баганский район, Карасукский район, Купинский район и Вторая Новосибирская Гимназия как ресурсный Центр разработки инновационных образовательных технологий в логике НТИ.

Первый этап реализации Проекта (2015 год) был направлен на разработку и внедрение Специальной Образовательной Программы Инженерного Класса (СОПИК), основанной на интегральной матрице стандартов инженерного образования (на основе ФГОС, CDIO, Junior Skills, STL)  и Матрицы НТИ. Его результат -  мы разработали и Матрицу НТИ инженерной Школы, которая вписана в главную Матрицу НТИ.

Второй этап реализации Проекта (2016 год) ставит новую цель: создание и запуск  Технопредпринимательских компаний Школ НТИ (инженерных школ проекта). Пока это просто школьные предпринимательские компании. В настоящий момент при поддержке бизнес-экспертов Фонда "Развитие" началась разработка инвестиционных бизнес-планов школьных технопредпринимательских компаний, ориентированных на базовый технологический пакет и рынки НТИ.

Цели Проекта направлены на:

·         Обеспечение модернизации и развития экономики Российской Федерации за счет подготовки в организациях общего и дополнительного образования новых квалифицированных кадров для рынков НТИ;

·         Развитие в организациях общего и дополнительного образования технологий, необходимых для развития рынков НТИ;

·         Создание среды для формирования школьных технологических компаний и технологических кружков и их превращения в малые компании НТИ.

Приоритетная задача Проекта  –

Создание и поддержка жизнеспособных сообществ организаций общего и дополнительного образования, самопродуцирующих ресурсы (как финансовые, так и организационные) развития инженерного образования детей и молодёжи, в том числе посредством создания технологических компаний инженерных школ.

Система задач проекта –

1.      Разработка комплекса инструментов господдержки:

·         создание сообщества лидеров инженерного образования детей и молодёжи, для координации действий и открытого обсуждения проблем и необходимых мероприятий, для развития данной области, с профессиональными и экспертными сообществами;

·         создание, внедрение и распространение структурных и технологических инноваций  инженерного  образования в общее и дополнительное образование детей и молодёжи Новосибирской области

2.      Подготовка и реализация приоритетных проектов с применением господдержки:

·         организация системной работы по поиску, экспертизе, структурированию инициатив и проектов для развития инженерного образования, в интересах потребностей граждан и экономики Российской Федерации и Новосибирской области;

·         мониторинг, приоритизация, подготовка,  реализация, сопровождение и поддержка перспективных проектов в области развития инженерных компетенций детей и молодёжи Новосибирской области в идеологии развития рынков и базового технологического пакета НТИ.

·         разработка и реализация эффективной модели управления проектом, основанной на межотраслевом взаимодействии.

·         разработка мер финансирования проектов, реализующих механизмы государственно-частного и муниципально-частного партнёрства.

3.        Разработка методик, обеспечивающих развитие инженерных компетенций в системе общего и дополнительного образования:

·         разработка для образовательных организаций Новосибирской области стандартов,  специальных образовательных программ, механизмов, содержания и технологий общего и  дополнительного непрерывного  инженерного образования в области формирования навыков будущего (интеллектуальных технологий, информационных технологий и компьютерного моделирования, мехатроники, робототехники, аддитивных технологий, материаловедения и др.)

·         разработка системы оценки качества сформированности инженерных компетенций и образовательных результатов обучающихся Новосибирской области.

·         разработка и внедрение модели адаптивной и проактивной образовательной организации, продуцирующей в своей деятельности технологические и технопредпринимательские инновации, направленные на развитие местного сообщества и устойчивое развитие  территорий Новосибирской области.

4.           Содействие формированию образовательной среды для развития инженерных компетенций детей и молодёжи Новосибирской области:

·         инициирование и системная поддержка саморазвивающейся системы выявления талантливой молодёжи в том числе в труднодоступных и удалённых сельских территориях Новосибирской области, популяризация среди детей и молодёжи инженерного творчества и  технопредпринимательской деятельности.

·         создание в Новосибирской области инфраструктуры для высокоэффективной среды для обучения и подготовки инженерных кадров постиндустриальной экономики,  управленческих кадров и молодёжи с активной гражданской позицией  для эффективного управления развитием территорий и самоуправления в местных сообществах.

Принципы управления развитием проекта (Признательность Павлу Лукше и GBR):

·         Брать ответственность за инициативу, а не ждать подходящих условий. Искать в качестве партнеров тех, кто разделяет данный подход .

·         Приводить свою работу в соответствие с приоритетами больших систем и международных стандартов. Если эти приоритеты не определены, помочь определить их. Искать в этом процессе ситуации, где есть высокая неопределенность относительно будущего, возможность создания "голубых океанов".

·         Использовать существующие форматы и институты, "ехать на спине медведя", не пытаться создать все с нуля.

·         Работать без оглядки на искусственные границы между организациями, форматами, группами и прочее - вовлекать тех, кто нужен, не взирая на их принадлежность.

·         Не пытаться найти сразу все ресурсы для проектов - "заправлять машину по ходу движения".

·         Собирать сообщества единомышленников, практикующих то, что нас интересует, и вовлекать их в установку приоритетов и в реализацию поставленных целей и задач. Создать собственное сетевое сообщество профессионалов  и оставаться центром своей сети.

·         Успешно налаживать контакты с самыми известными людьми, начиная  привлекать их внимание при помощи «вовлекающего налаживания связей», самоидентифицируясь в качестве готовности поделиться  с ними чрезвычайно интересными  для них  ресурсами  и пригласить в уникальные ниши для взаимного обмена.  

·         Становиться знатоками и экспертами за пределами сферы формального  образования, развивая междисциплинарный подход, межведомственное взаимодействие, межсекторное партнёрство и просто  многосторонние отношения.

В 2017 году приоритетными направлениями развития проекта являются:

1)      Развитие технопредпринимательских компаний школьников, обучающихся в инженерных классах.

2)      Развитие агро-технологического инженерного образовательного кластера в удалённых сельских терриориях, инегррующего все образовательные ресурсы территории.

3)      Развитие рынка ассистивных  технологий и продукции школьных технопредпринимательских компаний.

Текущие результаты реализации проекта:

·         Создано сетевое сообщество образовательных организаций (более 700 участников) https://www.facebook.com/groups/227526680748417/ - группа сообщества на фэйсбуке

·         Разработаны, описаны и реализуются модели:

1)   Сетевой ресурсный центр инженерного образования школьников (модель «Технологический Хаб + Кванториум»);

2)   Сетевой ресурсный центр агро-технологического образования школьников;

3)   Специальная образовательная программа «Инженерный Класс» (СОПИК).

·         Создана сеть технопредпринимательских компаний школьников инженерных классов (более 30 компаний).

В 2017 году в рамках проекта «Инженерные компетенции – сила развития Родины» на базе Новосибирского Дома Учителя стартовал подпроект «Гуманитарный Технопарк» по подготовке педагогов школ к работе в школах НТИ.

ПОДПРОЕКТ "ГУМАНТИРАНЫЙ ТЕХНОПАРК"

- это проект для подготовки педагогических кадров для образования будущего в идеологии НТИ: руководителей образовательных организаций, учителей технологии, тьюторов, наставников.
«Гуманитарный Технопарк» – проект инновационного развития педагога, создающий экосистему для выявления и поддержки профессионального роста талантливых педагогов, овладения ими профессиональными компетенциями для выращивания Талантов НТИ - управленческих, инженерных и других кадров, необходимых стране для перехода к инновационной экономике.
Концепция Проекта предполагает создание уникальной экосистемы и формирование уникального имиджа педагогического сообщества города Новосибирска в процессе движения на практике в ключевых трендах, задающих вектор изменений на ближайшие 20—25 лет:
• цифровая революция (горизонт 0—5 лет);
• бум образовательных стартапов (5—10 лет);
• промышленная революция и появление новых профессий (10—15 лет);
• изменение самого человека (15 и более лет).

Ключевыми задачами проекта являются:

1) Подготовка будущих педагогических кадров в системе общего и дополнительного инженерного образования детей и молодёжи
¾ руководителей образовательных организаций;
¾ учителей технологии;
¾ педагогов – тьюторов;
¾ педагогов – наставников
2) создание условий для исследовательской и проектной деятельности педагогов, занятий научно-техническим творчеством;
3) организация тематического отдыха и сетевого профессионального взаимодействия.

Ключевыми направлениями проекта являются:

• формирование в Доме Учителя мотивирующей интерактивной среды развития технологических компетентностей педагогов города Новосибирска;
• организация на базе Дома Учителя центров инновационного творчества и профессионального роста педагогов инженерного образования школьников;
• организация проектной и исследовательской деятельности педагогов инженерного образования школьников в соответствии с передовыми зарубежными и отечественными практиками;
• поддержка деятельности профессиональных сообществ педагогов и экспертов инженерного образования детей и молодёжи;
• совершенствование системы развития педагогических кадров в целях обеспечения совершенствования дополнительных образовательных программ, создания детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей.

ПОДПРОЕКТ «УРОК ТЕХНОЛОГИИ».

Основная идея Концепции подпроекта «Урок Технологии»:

1). Модульное построение образовательного процесса и  учебной программы предмета «Технология» (Урока Технологии) инициирует создание технологической экосистемы как институциональной основы для формирования технологического кластера Новосибирской области и территориального развития Региона НТИ, а также создаёт условия для опережающего обеспечения кадрами цифровой экономики региона.

2).  Модульная организация предмета «Технология» открывает необходимые, достаточные и избыточные возможности для:

·         реализации в Новосибирской области Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ), утвержденного на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России 18 июля 2017 года;

·         формирования региональной экосистемы Урока Технологии  в идеологии Манифеста о цифровой образовательной среде Некоммерческой инициативы проекта Edutainme (новое гранулированное  образовательное содержание, мотивация через свободный выбор, новая архитектура образования, новое медиапространство);

·         формирования единства образовательного пространства посредством развития сетевых сообществ профессионалов в идеологии НТИ и интеграции  и институтов  развития в рамках  сквозной модели поддержки компаний НТИ;

·         реализации компетентностного подхода (навыки и компетенции XXI века)  в образовании через применение в деятельности общеобразовательных организаций Российского образования ФГОС, стандартов Российского движения JuniorSkills,  международных стандартов  движения  WorldSkills International (WSI),   инженерного образования (Всемирная инициатива CDIO), Европейской системы перевода и накопления кредитов  ECTS);

·         реализации индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий обучающихся в идеологии Матрицы НТИ, нацеленных на освоение комплекса профилей Олимпиады НТИ, органично вписанных в модульную образовательную программу предмета «Технология»;

·         реализации индивидуальных профессиональных траекторий и карьер для экстремумов Матрицы НТИ (учителей технологии, педагогов-тьюторов, наставников и руководителей – пассионариев) в идеологии Атласа Новых Профессий;

·         разработки эксклюзивных программ развития образовательных организаций и управления качеством цифрового образования в идеологии Эджайл Менеджмента.

Активности.

·         Интерактивный семинар  «Концепция модульной программы Урока Технологии»;

·         Хакатон «Блочно-модульная модель образовательной программы  профиля «Нейротехнологии»;

·         Хакатон «Блочно-модульная модель образовательной программы  профиля «Большие данные. Машинный интеллект»;

·         Решение кейса «Конструирование  модуля учебной программы предмета «Технология» через призму стандартов CDIO»;

·         Решение кейса: «Моделирование учебного плана для модульной образовательной программы предмета «Технология»;

·         Решение кейса «Создание технопредпринимательской компании школьников на основе реализуемых в образовательной организации модулей учебной программы предмета «Технология».

Базовые векторы развития подпроекта «Урок Технологии»:

·         Модульно-компетентностная структура Урока Технологии как образовательная концепция организации учебного процесса, где целью обучения выступает ряд профессиональных компетенций обучающегося, а средством достижения служит модульное представление содержания и структуры обучения.

·         Урок Технологии как основа новой профилизации общего образования, ориентированной на профили Олимпиады НТИ и возможность получения профессиональных навыков и компетенций для  профессиональной деятельности в цифровой экономике и на рынках НТИ.

·         Технопредпринимательство  - инвариантный модуль построения профилей Олимпиады НТИ и модульной программы Урока Технологии,  и базовая компетенция 21 века.

·         Международные стандарты инженерного образования (Всемирная инициатива CDIO, Европейская система перевода и накопления кредитов  ECTS) как основа оценочных процедур в применении компетентностного подхода модульной программы Урока Технологии.

·         Учебный модуль образовательной программы предмета «Технология»  как как основа моделирования (конструирования) индивидуальных образоательных и профессиональных траекторий.

·         Принципы и подходы к формированию модульных образовательных программ и блочных нелинейных учебных планов  Урока Технологии в рамках профильного образования 21 века.

·         Территориальное развитие региона НТИ  на основе технологического кластера, порождаемого  интеграцией институтов развития в логике модульной программы Урока Технологии.

  • Дата начала: 01.01.2015
  • Дата завершения: 31.12.2017

Другие грантовые истории :